Нус
 
Так, к слову...
Нус (греч. nus - мысль, ум, разум), одна из основных категорий античной философии, представляющая собой обобщение всех смысловых, разумных и мыслительных закономерностей, царящих в космосе и в человеке.

В древнегреческой натурфилософии (6-5 вв. до н.э.) Нус тесно связан с чувственно-материальным космосом: по Демокриту, Нус есть "бог в шаровидном огне"; по Эпихарму, солнце есть "всецело Нус"; по Архелаю, "бог есть воздух и Нус" и т.п. Наиболее разработанную концепцию Нуса в этот период дал Анаксагор. Что касается Нуса в человеческой душе, то здесь в греческой натурфилософии можно наблюдать постепенный переход от недифференцированного его понимания (таково отождествление в душе Нуса, знания, мнения и чувственного ощущения) к противопоставлению его аффективно-волевой стороне, чувственному восприятию и представлению, телу (Демокрит) и глазам (Эмпедокл).

Идеалистическую концепцию Нуса как принципа мирового порядка и гармонии развил Платон, трактуя взаимоотношение Нуса и космоса диалектически. Аристотель считал, что все идеи вещей образуют некое мировое целое, или мировой Нус, который есть форма форм и ощущение ощущений, актуально мыслящая вечность, где каждая чувственная вещь имеет свою идею. Идеи эти Аристотель мыслил вечно действующими, а состоящий из них вечный и неподвижный Нус называл перводвигателем. Т. о., в учении о Нусе не Платон, а скорее Аристотель является отдалённым предшественником неоплатонизма.

Стоики (см. Стоицизм), считая Нус божественным началом или судьбой, пантеистически трактовали его как огненный и пронизывающий собой каждую малейшую часть космоса. Однако уже у платонизирующих представителей Средней Стои Панеция и Посидония (2-1 вв. до н. э.) Нус переставал быть материальным и огненным, но превращался в мировой порядок, начиная от чистого и абсолютного Нуса и переходя через все ступени материального бытия к природным явлениям и человеку. Нумений, уже близко стоявший к неоплатонизму, высказывал взгляд на Нус как на демиурга. Один из учителей Плотина Аммоний Саккас (3 в. н. э.) отчётливо отделял Нус от всего душевного и телесного.

Плотин (3 в. н. э.), переработав учения Анаксагора, Платона и Аристотеля, развил учение о Нусе как вечно-самоподвижной соотнесенности бытия с самим собой. Нус у Плотина отличается как от "единого", так и от "души" и характеризуется тождеством субъекта и объекта. Световая природа Нуса разработана на основе платоновских суждений. Детально представлено у Плотина учение о внутреннем восхождении человека к последней световой сосредоточенности в Нусе, а через Нуса и в "едином".

Ученики и последователи Плотина старались дифференцировать и уточнить субъект-объектные отношения внутри самого Нуса. Триадическое расчленение Нуса дал Прокл (5 в. н. э.): мыслимое сущее, или прообраз; мыслящие идеи; синтез того и другого, понимаемый как жизнь.

Античная теория Нуса имела огромное историко-философское значение, способствовав созданию единой концепции осмысленного и закономерного начала, противопоставленного всему случайному, хаотически текучему, эмпирическому.
А. Ф. Лосев
Материалы предоставлены проектом Рубрикон
© 2001 Russ Portal Company Ltd.
© 2001 "Большая Российская энциклопедия"